Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (при наличии) Школа организует образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»).

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации» (далее –Федеральный закон № 273-ФЗ) определены специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), среди которых: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.11.2018, регистрационный № 52831) (далее – Порядок, утвержденный приказом № 196) устанавливаются требования к образовательным организациям в части дополнительного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Дополнительные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В целях обеспечения реализации прав детей с ОВЗ,   детей-инвалидов (при наличии) на участие в программах дополнительного образования Школа может использовать в работе Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов и инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, направленные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (далее – Методические рекомендации).  

Содержание Методических рекомендаций направлено на оказание методической помощи разработчикам адаптированных дополнительных общеобразовательных программ по следующим направлениям:

  • нормативно-правовые основы реализации образовательных программ для детей с ОВЗ;
  • требования к результатам освоения адаптированной дополнительной общеобразовательной программы;
  • требования к структуре адаптированной дополнительной общеобразовательной программы;
  • требования к условиям реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ;
  • адаптация дополнительных общеобразовательных программ с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • основные формы и методы организации образовательной деятельности в дополнительном образовании;
  • организационная работа по разработке и утверждению адаптированной дополнительной общеобразовательной программы.

В Методических рекомендациях приведена информация о специальных условиях получения образования и адаптации программ дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности приема детей на обучение по адаптированным программам предусматривают проведение приема только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Школа должна создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.

В соответствии с абзацем 4 пункта 19 Порядка, утвержденного приказом № 196, сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.

В соответствии с пунктом 21 Порядка, утвержденного приказом № 196, численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов, инвалидов.

Численность обучающихся с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Занятия в объединениях с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

С обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в Школе, так и по месту жительства.

С учетом особых потребностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов Школа может предоставить учебные материалы в электронном виде. Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов обеспечивается педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку (повышение квалификации).